Порядок обжалования действий должностных лиц органов контроля и результатов проверок.

Мероприятия по контролю деятельности субъекта хозяйствования осуществляются в строгом соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016).

В статье 16 Закона содержится указание на порядок оформления результатов проверки, путем составления акта по форме, установленной Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141) «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который должен быть вручен субъекту хозяйствования проверяющим лицом по ее окончанию.  

Не соблюдение этого требования, является безусловным основанием для признания результатов проверки незаконными. Сам по себе акт проверки права субъектов предпринимательства не затрагивает, а лишь является предусмотренным Законом средством фиксации фактов нарушений, выявленных в результате проверки, поэтому предметом судебного обжалования быть не может.

На основании сведений о нарушении предпринимателем обязательных требований, содержащихся в акте проверки, возбуждается дело об административном правонарушении, рассмотрение которого заканчивается принятием постановления по делу. Так же по результатам проверки выноситься предписание об устранении нарушений законодательства.

При составлении протокола индивидуальный предприниматель, законный представитель юридического лица вправе давать объяснения, замечания и требовать их занесения в протокол, подписывая протокол, субъект хозяйствования вправе указать о своем несогласии с правонарушением.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

Результаты проверки, проведенной  любым контролирующим органом: ФАС, ФМС, Роспотребнадзор и пр. с грубым нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля или судом.

Закон о защите прав предпринимателей и юридических лиц устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым индивидуальный предприниматель, законный представитель юридического лица может заявить о своем несогласии с действиями проверяющих. 

К таким нарушениям относятся:  проведение плановой проверки чаще, чем один раз в три года без предусмотренных законом оснований, проведение плановой проверки не включенной в ежегодный план, не уведомление предпринимателя о проведении плановой проверки, несоблюдение процедуры уведомления предпринимателя о проведении внеплановой проверки,  отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки,  нарушение сроков и времени проведения проверки, проведение проверки без соответствующего распоряжения,  истребование проверяющими лицами документов, не  относящихся к предмету проверки, превышение установленных сроков проведения проверки, непредставление предпринимателю акта проверки, проведение плановой проверки.

В соответствии с Законом субъект хозяйствования вправе в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав незаконными действиями проверяющих обратиться в Арбитражный суд с требованием о признании их незаконными. Оспаривая результаты проверки в суде, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе пользоваться услугами представителя, просить суд оказать содействие в истребовании письменных доказательств, назначить по делу экспертизу, привлечь к участию в деле специалистов для дачи суду соответствующего заключения. Так же юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе ссылаться на свидетельские показания, аудиозаписи, видео и фотосъемку.  В случае, если судом будет установлен факт совершения проверяющим лицом несоответствующих Закону действий, нарушающих права индивидуального предпринимателя, юридического лица выносится решение о признании незаконными действий должностных лиц по проведению проверки. В этом случае юридическое лицо, индивидуальный предприниматель имеет право требовать возместить затраты на адвокатскую помощь, проведение экспертиз и другие судебные расходов, а так же право на возмещение вреда, причиненного при проведении проверки.

 

Таким образом, действия (бездействия) должностных лиц органов контроля, в том числе результаты проверки, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе обжаловать:

- вышестоящему должностному лицу органа контроля (в течение 15 дней с даты получения акта);

- в органы прокуратуры;

- в арбитражный суд (в течение 3 месяцев).

 

Помощник прокурора

Симферопольского района                                                                             М.Г. Лысенко

Назад к списку новостей